Собор святых

покой 
посты
сплошные седмицы
дни венчаний

Церковная седмица

Седмица (от славенского седмь; греч. έβδομάς, от έπτά – «семь») – церковное наименование  семидневного календарного цикла. В некоторых славенских языках воскресный день седмицы называется «неделей» (от «не делати» то есть оставить домашние, мирские дела) – день, который нужно посвятить Богу, а не своим делам.

Привычная же для нас «неделя», то есть период времени с понедельника по воскресенье наименовывается церковнославянском словом седмица – Сырная седмица, Вторая седмица Великого поста, Светлая седмица. Церковная седмица начинается с понедельника. Однако каждый церковный день держит своё начало с вечера предыдущего дня. Отсюда и кажущаяся путаница в источниках – когда начало седмицы приписывают как понедельнику, так и воскресному дню.

Очень хорошо это объясняется на примере сплошных седмиц. Так, первая седмица Великого поста начинается в понедельник после Прощеного Воскресения. Но пост начинается вместе с началом церковного дня, то есть уже в вечер Воскресение.

Великий пост продолжался семь седмиц, то есть 49 дней или семь так называемых недель. Седмицы Великого поста в богослужебном календаре:

Первая седмица великого поста завершается праздником Торжества Православия – первое воскресенье Великого поста, когда Церковь вспоминает окончательную победу над иконоборцами, в 2018 году 25 февраля.

Второе воскресение седмицы – память святителя Григория Паламы. В 2018 году – 4 марта.

Третье воскресение воскресение – Крестопоклонная. В 2018 году – 11 марта.

В субботу вечером в центре храма устанавливается Крест, который доступен для поклонения до пятницы четвертой седмицы Великого поста.

Четвертое воскресение седмицы – память преподобного Иоанна Лествичника. В 2018 году – 18 марта.

Пятое воскресение седмицы – память преподобной Марии Египетской. В 2018 году – 25 марта.

Шестое воскресение седмицы – Вход Господень в Иерусалим. В 2018 году – 1 апреля.

Дальше идет Страстная седмица и Пасха – Христово Воскресение в 2018 году – 8 апреля.

 

Юлианский календарь

В 45 году до нашей эры император Юлий Цезарь ввёл в Риме новый календарь. По совету придворных астрономов (в частности Созизгена) был введён египетский солнечный календарь с поправкой Птолемея Эвергета.
  Новый год начинался с 1 марта. В календаре было 12 месяцев:

  1. март – 31 день
  2. апрель – 30 дней
  3. май – 31 день
  4. июнь – 30 дней
  5. июль – 31 день
  6. секстилий – 30 дней
  7. сентябрь – 31 день
  8. октябрь – 30 дней
  9. ноябрь – 31 день
  10. декабрь – 30 дней
  11. январь – 31 день
  12. февраль –29 дней (а в високосном году 30 дней).

Так появился юлианский календарь.

Названия месяцев в нём имеют следующее происхождение. Март, май, июнь, январь, февраль – от имён древнеримских языческих божеств: марту соответствует Марс, маю – Майя, июню – Юнона, январю – Янус, февралю – Фебруарис.

Апрель происходит от латинского «aperire», что значит «раскрываться», поскольку в этом месяце раскрывалась почва и можно было начинать сев.

Июль назван так в честь Юлия Цезаря (напомним, что до этого данный месяц назывался квинтилий).

Секстилий, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь – происходят от латинских порядковых номеров: соответственно их названия обозначают шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый.

С приходом к власти Октавиана Августа в него были внесены небольшие изменения. Во–первых начало нового года было перенесено на 1 января. При этом названия месяцев остались неизменны. Этим и объясняется в частности то, что, к примеру, декабрь, название которого происходит от латинского «deci» (десять) стал уже не десятым, а двенадцатым по счёту.

Во–вторых сенат переименовал секстилий в честь Августа и назвал его августом.

В–третьих у февраля был отнят один день и добавлен к августу. А чтобы три месяца подряд не имели по 31 дню один день отняли у сентября и перенесли на октябрь; затем один день отняли у ноября и перенесли на декабрь. Так календарь стал похож на тот, которым сегодня пользуемся мы.

Кстати, слово «календарь» также происходит из Рима. Как уже было сказано, в начале года у римлян было принято рассчитываться с долгами. Долговая книга в Риме называлась «календариум». Позднее смысл этого слова был перенесён на всю систему счёта времени.

Слово «високос» также римское (лат bisextus). Дело в том, что в Риме было принято считать время не так как у нас. Мы считаем какой день месяца сейчас идёт, а римляне считали сколько дней осталось до какого–либо дня. У римлян в месяце были три точки. Первая – это календы (calendae), или начало месяца. Когда длина месяца была по 30 дней, календы приходились на новолуние. Но с введением юлианского календаря, который был солнечным, а не лунным и не лунно–солнечным, этот принцип нарушился. Теперь календы стали обозначать просто начало месяца.
 Вторая точка – иды (idus) – середина месяца – начинались в феврале, апреле, июне, августе, сентябре, ноябре и декабре – 13–го числа; а в марте, мае, июле и октябре – 15–го числа.

Третья точка – ноны (nonae) – были на 9–й день перед идами (включая сами иды).

Римляне вели счёт в обратном порядке. Они считали сколько дней осталось до нон, ид или календ. Например: третий день до нон, второй день до нон, ноны (или девятый день до ид), восьмой день до ид, … , второй день до ид, иды, шестнадцатый день до календ, и т. д.

В високосном году шестой день до мартовских календ (sextus) был двойным, то есть состоял из 48 часов. Поэтому после шестого дня (sextus) наступал второй шестой день (bisextus), и лишь потом – пятый (quintilis).

Юлианский календарь со временем распространился по всей Европе и просуществовал более 1600 лет прежде чем была сделана попытка заменить его новым, более точным календарём.

В юлианском календаре сутки приняты за 24 часа, а год равняется 365,25 суткам. Таким образом 4 года равны 365,25*4=1461 суткам. В каждом году принято целое число суток. Остаток накапливается и компенсируется в високосном году: 365+365+365+366=1461.

Более тщательные подсчёты показали, что если принять сутки равными 24 часам (на самом деле они равны 23 часам 56 минутам и 4 секундам, а 24 часа приняты для простоты), то 1 год будет равен 365,26 суткам, то есть на 0,01 суток больше, чем принято в юлианском календаре. Поэтому юлианский календарь стал отставать примерно на 1 сутки каждые 128 лет, что дало повод для введения нового календаря – григорианского.

 

Почему Юлианский календарь точнее Григорианского

Почему старый стиль точнее нового? И действительно ли точнее? Ведь у нас, в России, в школе доныне учат детей, что в Церкви отсталые люди живут по отсталому календарю. Журналисты кричат на весь мир, что старый (иулианский, как говорят православные) календарь отстаёт от современного (григорианского, введённого римским папой Григорием). А кто поначитаннее, те даже утверждают, что старый календарь каждые 128 лет отстаёт на сутки от современного. Давайте проверим, и мы убедимся, что всё наоборот: неточным является современный календарь, так называемый новый стиль.

В книге, которая является руководством по современной астрономии, ибо в ней собраны все основные астрономические и физические сведения, "Астрофизические величины" (автор К. У. Аллен, издана в 1977 году, издательство "Мир", перевод с английского, страница 35) дана продолжительность года в различных точнейших измерениях.

• Тропический год от (равноденствия до равноденствия) 365,242199 средних солнечных суток.

• Сидерический год (относительно неподвижных звёзд) 365,25636556 суток.

• Время изменения прямого восхождения среднего Солнца на 360, измеренного относительно неподвижной эклиптики 365,2551897 суток.

• Аномалистический год (время между последовательными прохождениями через перигелий) 365,25964134 суток.

• Затменный (драконический) год 346,620031 суток.

• Юлианский год 365,25 суток.

• Григорианский календарный год 365,2425 суток.

Итого: СЕМЬ РАЗЛИЧНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ГОДА, а не одно, о котором говорится в календарях и о котором пишут неграмотные журналисты. К этому нужно добавить ещё и ПЯТЬ РАЗЛИЧНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ МЕСЯЦА, а не одно измерение, известное из настольного календаря.

• Сидерический месяц (относительно неподвижных звёзд) 27,32166140 эфемеридных суток.

• Синодический месяц (от новолуния до новолуния) 29,5305882 суток.

• Тропический месяц (от равноденствия до равноденствия) 27,32158214 суток.

• Аномалистический месяц (промежуток времени между последовательными прохождениями Луны через перигелий) 27,5545505 суток.

• Драконический месяц (между двумя последовательными прохождениями через узел орбиты) 27,212220 суток.
  Не имея здесь возможности объяснить, что такое тропический год, эклиптика, перигелий и прочие тонкости, нужно сказать, что все календари разделяются на (1) солнечные, (2) лунные и (3) солнечно–лунные, то есть сообразные с годовым движением Солнца и фазами Луны (3). В современных же гражданских календарях продолжительность года соизмеряема только с продолжительностью тропического года, т. е. года, измеряемого от одного (весеннего) равноденствия до другого.

Но астрономически самым точным является не тропический год, а год сидерический, то есть звёздный год, измеряемый по звёздам, а не по Солнцу. Так в астрономии. А практически в повседневной жизни наиболее удобен по своей простоте год иулианский (три года простых и четвёртый високосный). И хотя в основу и иулианского, и григорианского календарей положена продолжительность тропического года, по промыслу Божию, иулианский год оказался ближе к точнейшему звёздному году, нежели григорианский. То есть старый стиль оказывается точнее нового. А по причине различия счислений через несколько столетий старый стиль сравняется с астрономическим календарём, а новый стиль не сравняется даже и через две тысячи лет. Итак, астрономически самым точным является не тропический год, по которому размерены календари, а год сидерический, звёздный. Но звёздный год не очень удобен в обиходе, например, так же, как неудобно считать, что курица ежедневно несёт 0,7 яйца, ибо она несёт целые яйца. И мы привыкли к целым числам и к измерению времени по Солнцу, а не по звёздам, хотя последнее точнее. Итак, между неточным тропическим годом и точным сидерическим годом и находится иулианский год, который ближе к сидерическому году, нежели григорианский календарный год. Потому и оказывается старый стиль точнее нового. Эта удивительная закономерность не была замечаема по причине желания привязать равноденствие к 21 марта, ибо новый стиль был ложно догматизирован в римском католицизме: "непогрешимый" папа римский объявил непогрешимым нововведённый календарь, в котором равноденствие всегда должно быть 21 марта. Кроме иулианских дней и иулианских годов, о которых говорилось выше, в астрономии есть и с 2000 года опять закономерно вводится иулианское столетие, то есть грядущий век будет иулианским, а не григорианским. Об этом можно прочесть в приложении к книге "Астрофизические величины" (стр. 434–435) и в "Астрономическом ежегоднике" на 1990 год (стр. 605), где сказано следующее: "Единицей времени, используемой в фундаментальных формулах учёта процессии, считать юлианское столетие в 365,25 суток, чтобы эпохи (моменты) начала года отличались от стандартной эпохи на величины, кратные юлианскому году, равному 365,25 суток.

Итак, предстоящее столетие будет иулианским, а не григорианским, то есть счёт годов будет вестись по старому стилю, в котором каждые три года имеют по 365 суток, а четвёртый год – 366 суток. Это использование иулианского столетия (то есть счёта по старому стилю) вовсе не случайное, а совершенно закономерное явление в астрономии.

Старый стиль удобен, прост и не испорчен ложной наукой под влиянием политики. Старый стиль употребляют в Церкви и в астрономии, там, где требуются точные вычисления. Иулианский период, или иулианские дни, поныне используют астрономы (а вовсе не григорианские), ибо когда "непогрешимый" папа римский Григорий (в 1582 году, введя новый календарь, запретил старый календарь (иулианский), то на следующий год этот старый стиль возродился в астрономии под названием юлианского периода, или юлианских дней.

Их ввёл учёный Скалигер, ибо он был против нового календаря (в котором был нарушен непрерывный счёт дней), хотя дату начала эпохи он ввёл искусственную, а не от Рождества Христова или от другого великого исторического события. Кстати, и Николай Коперник, которого пригласили в папскую комиссию по реформированию календаря, отказался от участия в ней и от введения нового календаря, оставшись верным старому, так как справедливо считал, что астрономия ещё не достигла требуемой точности для реформирования календаря. И действительно, новый стиль оказался неточным. И вот уже в нашем веке православный югославский учёный, геофизик, математик и астроном Милутин Миланкович (1897–1958 гг.), профессор Белградского университета, разработал самый точный на сей день новоюлианский календарь. (Кстати, известные астрономические "циклы Миланковича", открытые им, многое прояснили учёным в космической истории земли).

Здесь уместно напомнить, что новый стиль, то есть современный календарь, давно уже устарел и его хотят заменить или исправить: уже более чем полтора столетия среди учёных (и не только учёных) ведутся обсуждения об исправлении современного календаря (григорианского) и уже поступили многочисленные предложения, десятки всевозможных проектов календарей, а в 1923 году была создана при Лиге Наций особая комиссия по календарной реформе, эта же комиссия действует и в теперешней Организации Объединённых Наций, и уже издано немало книг и статей с самыми различными расписаниями так называемых вечных календарей.

Впрочем, нужно отметить, в некоторых проектах вечных календарей предусматривается исчисление и по старому стилю. То есть старый стиль не меняется, а новый календарь подлежит изменению. Второй ватиканский собор 4 декабря (н. ст.) 1963 года большинством голосов, 2057 против 4, заявил, что "не возражает против намерений ввести в гражданском обществе вечный календарь" вместо современного григорианского. Новый стиль, оказывается, не имеет научной точности, на которую претендовал, и уже устарел!

Приведём ещё одно научное свидетельство, что старый стиль точнее нового. По "Астрономическому календарю" на 1995 год можно сравнить даты начала времён года по старому стилю, по новому стилю и по данным астрономии.

ПО СТАРОМУ СТИЛЮ

(в пересчёте на новый стиль)          14 марта     14 июня     14 сентября     14 декабря

ПО НОВОМУ СТИЛЮ                    1 марта      1 июня        1 сентября       1 декабря

ПО АСТРОНОМИЧЕСКОМУ

КАЛЕНДАРЮ НА 1995 ГОД         21 марта     22 июня     23 сентября      22 декабря

Из этого сравнения очевидно, что старый стиль точнее нового стиля, ибо даты начала времён года по григорианскому календарю (по новому стилю) отличаются от астрономических дат на три недели, а даты начала времён года по иулианскому календарю (по старому стилю) отличаются от астрономических дат только на одну неделю. То есть, иными словами, старый стиль точнее нового в три раза. А это значит: не старый стиль отстаёт, а новый стиль спешит. Точнее, спешат оба, но новый стиль уж слишком тороплив. Например, начало весны в 1995 году по астрономическому календарю 21 марта (по современному исчислению), а по официальному, григорианскому, календарю (гражданскому, которым пользуются Австралия, большинство стран Европы, Америки и отчасти Азии и Африки) начало весны 1 марта, то есть разница между ними 20 дней, почти три недели. А вот по старому стилю, иулианскому (в пересчёте на новый стиль), начало весны – 14 марта, то есть разница между ними 7 дней. И это различие между новым и старым стилем и астрономическим календарём приблизительно такое же и в других датах: начала лета, осени и зимы. Везде новый стиль, современный календарь, спешит недели на три, а старый стиль только на одну (в сравнении с астрономическим календарём). Итак, в отсчитывании дат времён года (то есть сезонов) старый стиль точнее нового стиля приблизительно в три раза.